Главный Федеральный инспектор в Свердловской области


 
Главная  → Пресс-центр → Новости → Николай Цуканов провел окружное совещание, на котором обсуждались вопросы обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере Уральского федерального округа

Новости

Николай Цуканов провел окружное совещание, на котором обсуждались вопросы обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере Уральского федерального округа

полная версия

Сегодня полномочный представитель Президента России Николай Цуканов провел окружное совещание, на котором обсуждались вопросы обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере Уральского федерального округа, в том числе при подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному периоду 2019 — 2020 годов.

В совещании, которое проводилось совместно с заместителем Генерального прокурора РФ Юрием Гулягиным, приняли участие директор департамента Минстроя и ЖКХ РФ Светлана Никонова, заместитель генерального директора ГК — Фонд содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин, губернаторы Свердловской области и Ямало-Ненецкого автономного округа Евгений Куйвашев и Дмитрий Артюхов, врио губернаторов Челябинской и Курганской областей Алексей Текслер и Вадим Шумков, руководители и представители органов прокуратуры и Ростехнадзора, предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы, главы муниципальных образований.

Открывая совещание, Н. Цуканов подчеркнул, что «выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года“ тесно связано с вопросами обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере.

Специфика сферы жизнеобеспечения заключается в ее межотраслевом характере, в той или иной мере затрагивающей реализацию каждого из 12 национальных проектов», — сказал полпред.

Национальный проект «Жильё и городская среда» отражает основные направления развития сферы ЖКХ по обновлению жилищного фонда, благоустройству населенных пунктов и решению жилищных вопросов граждан.

В Уральском федеральном округе в рамках проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» до 1 января 2025 г. необходимо расселить свыше 90,8 тыс.человек из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., площадью более 1,3 млн. кв.метров.

На решение этой задачи до 2025 года планируется направить почти 74 млрд.рублей, в том числе средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 32,5 млрд.рублей.

По информации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в январе — июне 2019 г. всего в Уральском федеральном округе переселено 1970 человек из аварийного жилья площадью 28,8 тыс. кв.метров.

Необходимо принять исчерпывающие меры по выполнению планов по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе и в вопросе расселения балков в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, где в настоящее время почти 10 тыс.человек продолжают проживать в 3204 балках.

Также полпред обратил внимание на ситуацию с ветшанием жилищного фонда, отметив, что проблемы в этой области должны решаться на основе региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых на 30 лет в субъектах Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В рамках работы по этому направлению не решена проблема высокой стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия. В Уральском федеральном округе 206 таких домов, из которых только 156 включены в региональные программы капитального ремонта.

Что касается строительства нового жилья, то в 2019 году в Уральском федеральном округе в рамках реализации федерального проекта «Жилье» планируется построить 7 млн. кв.метров.

В рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» планируется благоустроить 806 дворовых и 457 общественных территорий.

На эти цели будет направлено более 7,6 млрд.рублей, в том числе 3,6 млрд.рублей — средства федерального бюджета.

Николай Цуканов также отметил, что по ряду объектов, благоустройство которых проведено в 2017—2018 годах, выявлено свыше 267 нарушений, связанных с качеством. «Все эти нарушения необходимо устранить и проинформировать о проведенных работах Минстрой России», — сказал он.

К предстоящему отопительному периоду 2019—2020 годов из всех источников планируется направить более 25 млрд.рублей.

Необходимо подготовить свыше 5 тысяч котельных, 290 млн. кв.метров жилья; 21 тыс.км тепловых и 37 тыс.км водопроводных сетей, а также иные сети и объекты инженерной инфраструктуры.

«Финансирование подготовительных работ должно находиться под постоянным контролем, поэтому прошу обратить особое внимание на целевое расходование выделенных средств», — подчеркнул Н. Цуканов, обращаясь к участникам совещания.

По представленной субъектами Российской Федерации информации, за прошедший отопительный период в Уральском федеральном округе зафиксировано более 3 тысяч нештатных ситуаций и инцидентов, в том числе отмечен 251 случай, когда на устранение аварий в коммунальной сфере потребовалось свыше суток.

Основные причины аварий — высокий износ коммунальных сетей.

Объем средств на их замену в целом по Уральскому федеральному округу оценивается регионами в 250 млрд.рублей.

Ветхие коммунальные сети являются источником сверхнормативных затрат, не учитываемых в тарифе и приводящих предприятия ЖКХ к огромным долгам за энергоресурсы и банкротству предприятий.

Полпред обратил внимание руководителей регионов на подготовку котельных к предстоящему отопительному сезону, необходимость контроля за исполнением инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, ситуацию с ростом задолженности в сфере ЖКХ.

Так, размер просроченной задолженности перед организациями ЖКХ на 1 июля 2019 г. по сравнению с показателями на 1 июля 2018 г. вырос на 20 процентов и составил свыше 37,5 млрд.рублей.

При этом нарушения, допускаемые управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями при начислении платы за услуги ЖКХ, отсутствие явной для населения динамики по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг являются одними из основных причин роста неплатежей граждан.

В то же время предприятия ЖКХ имеют просроченную кредиторскую задолженность свыше 25 млрд.рублей. Большую часть этой задолженности (53%) составляют долги за поставленные энергоресурсы — свыше 12 млрд.рублей.

«Органам государственной власти и местного самоуправления необходимо принять дополнительные меры по стабилизации ситуации, связанной со своевременностью расчетов в сфере ЖКХ», — подчеркнул Н. Цуканов.

Полпред также обратил внимание на то, что при подготовке к отопительному периоду необходимо взять на контроль вопросы получения паспортов готовности к зиме.

«Фактически ряд муниципальных образований в Уральском федеральном округе провели отопительный сезон 2018—2019 годов без паспортов готовности. Это недопустимо, когда города Екатеринбург, Нефтеюганск, Копейск, Троицк, Златоуст и другие населенные пункты органами Ростехнадзора не признаны готовыми к зиме», — сказал Н. Цуканов.

В заключение Н. Цуканов отметил, что необходимо обратить самое пристальное внимание на качество работ и полное исполнение планов по замене ветхих сетей, подготовке объектов ЖКХ к зиме, усилить контроль за соблюдением графиков запуска тепла.

Полпред подчеркнул: «Жилищно-коммунальная сфера находится под самым пристальным вниманием со стороны населения, любые изменения, в ней воспринимаются гражданами крайне чувствительно.

Ежегодный рост платы за услуги, качество предоставляемых услуг, проблемы с запуском тепла на объектах социальной сферы и в жилых домах наводит людей на мысль, что ситуация в сфере ЖКХ остается без должного контроля со стороны региональных органов власти.

Многочисленные нарушения правил эксплуатации теплоисточников, неготовность сетей, долги по заработной плате работникам ЖКХ, недостаточный контроль за ходом ремонтных работ в межотопительный период привели к тому, что более 100 муниципалитетов в Уральском федеральном округе не получили паспорта готовности к прохождению прошлого отопительного сезона.

В сфере ЖКХ происходят и иные нарушения законодательства, которые необходимо пресекать».

В связи с этим Н. Цуканов предложил и в дальнейшем проводить подобные совещания в формате совместных с заместителем Генерального прокурора.

В своем выступлении Юрий Гулягин указал, что несмотря на значительный объем работы по обеспечению функционирования системы ЖКХ на Урале, обстановка в территориях остается достаточно сложной.

За последние полтора года прокурорскими проверками вскрыто свыше 30 тыс. нарушений, в числе которых несоответствие регионального и муниципального нормотворчества федеральному законодательству, недостатки и упущения в тарифном регулировании, оказание услуг ненадлежащего качества, безосновательное взимание коммунальных платежей, волокита при реализации программ капремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья.

Наряду с этим, выявлялись неединичные факты несоответствия уровня содержания и ремонта инженерных сетей предъявляемым требованиям, их несвоевременной подготовки к осенне-зимнему периоду, отсутствия паспортов готовности к отопительному сезону.

Сохраняется значительный объем дебиторской задолженности перед поставщиками энергоресурсов, имеют место случаи доведения до банкротства жилищно-коммунальных организаций и невыплаты зарплаты их персоналу.

Отмечено, что эти и другие факты во многом обусловлены отсутствием должного контроля со стороны уполномоченных служб за деятельностью субъектов соответствующих правоотношений.

В ходе реализации возложенных полномочий уральскими прокурорами внесено почти 10 тыс. представлений, предъявлено 3 тыс. исков, принесено около 500 протестов, по актам реагирования более 8 тыс. нарушителей закона привлечены к ответственности, по инициативе надзорного ведомства возбуждено 112 уголовных дел.

Вместе с тем, проводимая прокуратурой во взаимодействии с государственными органами и остальными заинтересованными структурами работа нуждается в серьезном совершенствовании.

Заместитель Генпрокурора особо подчеркнул, что конечной целью этих мероприятий является обеспечение фактической готовности территорий к наступлению холодов, недопущение возможности чрезвычайных ситуаций и нарушения прав граждан в области ЖКХ.

Кроме того, в целях обеспечения режима законности при подготовке к новому отопительному сезону и недопущения возможного срыва подготовительных мероприятий Ю. Гулягин объявил официальные предостережения главам шести муниципальных образований Свердловской, Челябинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также двум руководителям уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указанные должностные лица под роспись предупреждены о возможном привлечении к ответственности за неисполнение требований закона при реализации возложенных на них обязанностей.

По результатам состоявшегося обсуждения и обмена мнениями участниками межведомственного совещания определен перечень конкретных мер, подлежащих реализации в предстоящий период и направленных на решение проблемных вопросов в жилищно-коммунальном комплексе Урала.

07.08.2019

 

вернуться к списку